И белоснежный теплоход...

   В краеведческой конференции "Наше наследие", которая прошла в конце прошлого года в Историко-культурном музейно-образовательном центре, приняли участие команды всех городских школ. Каждая в яркой образной манере представила собранные ею материалы об историческом прошлом родного края. Сегодня мы знакомим читателей с одной из работ - воспоминаниями ветерана труда, педагога Валентины Гавриловны САМКИНОЙ.

   Человеческая память способна долго хранить в себе события и явления, которые происходили много-много лет назад. А детская память - в особенности.
   В декабре 1944 года наша семья вернулась из эвакуации. До войны мы жили в деревне Майгуба. Но поскольку там не стало никакого производства, отец перевез семью в Сегежу. Нам предоставили жилье в одном из бараков на улице Гористой. Недалеко находились рыбзавод и кожзавод. Помню, как утром в 1945 году пришла сестра и сказала: "Война кончилась! " Хоть и маленькая была, все же поняла, что случилось нечто важное, хорошее. В Сегеже в то время размещалось несколько госпиталей, а также было много военнопленных, в основном немцев. Жили они в районе теперешнего ЛДК, а на Гористой было их кладбище. В центре Гористой стояли два больших двухэтажных барака. В них находилась морская часть. После ее расформирования нам дали комнату в одном из этих бараков.
   На долю нашей семьи выпало немало жизненных трудностей. В 1945 году в больнице от дистрофии умерла моя тетя. Ее похоронили в большой могиле с умершими военнопленными. На старом кладбище много таких больших могил. Отец решил строить свой дом. Место ему выделили не очень хорошее - у вокзала, где уже было три дома. На Гористой в то время индивидуального строительства не разрешали. В конце 1946 года мы переехали в новый дом, а в начале следующего в возрасте 54 лет отец умер от тяжелой болезни.
   Строительство на Гористой началось примерно в 1948-49 годах, когда город покинули военнопленные. Разрешили строить индивидуальные дома и одновременно возводили государственное жилье - стандартные домики. Намного позже, в 60-х годах, появились на Гористой такие организации, как ремстройучасток, гортоп. Эта часть города соединялась с другими мостом. Он был ниже нынешнего - остатки его можно видеть и сейчас. Средняя часть моста раздвигалась, потому что по реке сплавляли лес в гонках. Когда подходил катер, мост раздвигали, и перебраться с одной стороны на другую можно было только на лодке. Была одна общественная, и еще переезжали на своих. Бывали случаи, что гонку протаскивали как раз в то время, когда люди шли на работу. Конечно, перебраться на другую сторону в это время было нельзя, и народ опаздывал на работу. Это могло случиться и утром, и вечером.
   Поселки Сенгуба, Полга, Валдай, Надвоицы были соединены водным путем. По озеру ходил белоснежный пассажирский теплоход. Особенно красив он был в летний солнечный день. К приходу теплохода на пристань собиралось много народу - встречающих и тех, кто приходил просто посмотреть. Остатки пристани еще сохранились на территории комбината у проходной. А каким событием было появление первой единицы общественного транспорта - маленького автобуса в 1952 году! Первый выезд был пробным - решили покатать детей. И какие старания пришлось приложить, чтобы забраться в этот автобус! Но сколько радости было у детворы, их лица буквально светились от восторга.
   Еще помню, что в озере было очень много рыбы. Если скажу, что у вокзала можно было поймать щуку около метра длиной, сейчас вряд ли кто поверит. А ведь можно было! Без рыбы с берега не приходили.


&qout;Доверие&qout; январь 2001г