ПЛАТОК … или история победившей бюрократии
Клиент у меня есть контрагентом у которого выступает один из чешских банков. Случилась у них сделка с недвижимостью связанная, ну и понадобилось мне с чешским представителем в Росреестр сходить, регистрацию оформить … Представителя я не знал, потому немало удивился, когда его увидел – здоровый 2-х метровый мужик, лысый как колено … В общем, встретишь такого персонажа вечером в подворотне – вспомнишь все эпизоды прошедшей жизни … Познакомились (Томашем зовут), перекинулись парой дежурных фраз и пошли на регистрацию. По-русски говорит в совершенстве, с акцентом конечно, но бегло, не напрягаясь. Короче – контакт непосредственный. К слову сказать, лексика Томаша нестандартна. Словарный запас весьма и весьма значительный, однако поскольку носителем русского Томаш всё-таки не является, то формирование лексического багажа обусловлено принципами целесообразности. Нет смысла использовать многочисленные синонимы если можно знать и использовать одно слово. К примеру, вместо слов «зачем?», «почему?», «в связи с чем?», «как так?», достаточно знать и употреблять понятное и крайне доходчивое «нахуя?». В общем, матерится Томаш как сапожник, однако из его уст слово «нахуя?» звучит именно как «зачем?», а совсем не как мат … Поначалу слушать его было непривычно, поскольку находимся всё-таки в государственном учреждении и вокруг много народу, но потом Томаш купил публику с потрохами и периодически проскакивающие маты лишь добавляли эпичности истории … Документы регистратору отдали, та их проверяет, вопросы задаёт … в общем, рутина … - А где у вас в доверенности отмечают регистрационные данные, в частности номер и дату? – регистратор интересуется, ибо данные необходимы, а доверенность на чешском. - Так вот, здесь указано … вот дата, вот номер, заверила доктор прав Зденька Ковалька, - не моргнув глазом ответил Томаш. - Кто? Зденька? – переспросила регистратор и добродушно улыбнулась. На меня посмотрела – у меня тоже неконтролируемая улыбка тянется … Зденька ж … смешно … - Чё вы ржёте? Нормальное это у нас имя … Томаш улыбался сам … - Да не-не … всё в порядке, просто для нас Зденька, как Лёлик и Болик – из детства что-то … В общем, на приёме документов царила хоть и деловая, но добродушная обстановка, располагающая к неформальному общению … Я показываю ручку с логотипом клиента (ну, знаете, простенькие такие, 50 рублей – пучок): - Томаш, у вас есть такая? - Нет … - Вот, - протягиваю, - берите на память. Меня смутило то, что Томаш мгновенно переменился в лице, глаза на долю секунды расширились … потом он взял себя в руки и, поблагодарив, отказался. Всё очень мимолётно произошло, но я прямо ощутил, что невольно дёрнул какие-то нехорошие струны в душе визави. Далее сидели молча минут пять, появилось какое-то неловкое напряжение. В конце концов Томаш выдохнул, улыбнулся, как будто бы стряхнул с себя что-то: - Я тебе сейчас расскажу историю и про Зденьку, и про подобные подарки. Поймёшь что к чему. И понеслась …
Как любая крупная и солидная организация, банк представляет собой довольно развитую бюрократическую структуру. Документально прописано буквально всё, в том числе и случаи, когда благодарные клиенты вручают сотрудникам подарки. Всё в общем-то просто и понятно – подарки стоимостью до 30 евро можно тащить к себе в нору, более 30 евро – ни в коем случае, но если уж так получилось, что подарок фактически принят, необходимо сдать его в специальный отдел, где тщательно рассмотрят все обстоятельства принятия подарка, примут дисциплинарное решение, а подарок возвратят дарителю в присутствии свидетелей. - Всё понятно и просто, - сказал Томаш, грустно вздохнув. Я не стал уточнять, ибо чувствую, что вот-вот получу ответы на все возникшие вопросы. Так и есть … Женщина, менеджер банка, работала с клиентом из России. Зденька. Ну, видать хорошо работала, клиент доволен, всё в порядке. Очередная посылка с документами от клиента содержала в себе ещё и платок. Ну, на плечи который накидывается. Типа подарок. Зденька порадовалась, приняла без задней мысли. Вроде как и всё … Где-то через полгода то ли учёба какая-то у них была, то ли ещё что, в общем тема про 30 евро всплыла и женщина вспомнила о платке … Позвонила клиенту, уточнила стоимость платка. Уж какую он ей сумму сказал – не в курсе, но в пересчёте на евро по курсу на день вручения подарка, сумма составляла 30,9 евро. И вот Зденька, испытывая гордость за себя, несёт платок с спецотдел с пояснениями что да как … Спецотдел такого перфоманса не ожидал. Нет, на бумаге всё было прописано - что и как делать, но в связи с тем, что такая сдача подарка случилась впервые за всю историю работы банка, процессуальный порядок не был отработан. Кто должен быть в комиссии? Как её созывать? Как она должна работать? В общем, два месяца ушло только на решение вопросов по комиссии (это ж документы надо утверждать по всему банку через Правление, это ж сколько важной работы). Зденьку уже откровенно недолюбливали, поскольку не принеси она этот злосчастный платок – никакого шухера бы не случилось. Но платок есть – и закрыть глаза уже никак … К слову, Зденька уже и сама не рада была что взяла платок и уж тем более совсем собой не гордилась за то что его принесла … Ей уже намекнули, что когда комиссия соберется – ей придётся не сладко, потому как практику придётся нарабатывать. В общем, ко времени комиссии виновница уже конкретно так сидела на антидепрессантах и сменила двух психоаналитиков. Ну как «сменила». С первыми двумя ничего не получилось, ибо уже на ознакомительном сеансе те ржали в голос от ситуации. От третьего мозгоправа Зденька предусмотрительно скрыла истинные причины своего недуга, заявив, что повод для депрессии – ненависть к русским. Причина актуальная, психолекаря не удивившая, в связи с чем, тот принялся за лечение, очевидно ещё не зная, до чего ему предстоит докопаться … Комиссия наконец-таки начала работать. Сами понимаете, после такой длительной процедуры её сбора, комиссия просто не могла проработать две минуты и вынести вердикт «Дура, забирай тряпку назад и не отсвечивай». К делу подошли основательно. Это ж и вымогательство, и получение взятки, это ж колоссальные репутационные потери для банка, это ж … это ж … В общем, если бы на Зденьку повесили в итоге убытки банка за прошедший год – никто бы уже не удивился … Мурыжили беднягу ежедневно в течение 2-х недель. Тело усохло на 10 процентов, глаза впали, кожа бледная, на работу за очередной порцией стресса ходила как приведение … Вердикт: поведение Зденьки недопустимо и идёт в разрез с политикой банка, при этом специалист хороший и потому увольнять пока не будут, но «на карандаш» поставят. Выговор, понятное дело, лишение премий, общественное порицание … в общем, полный букет наказаний и оргвыводов. Платок клиенту вернуть!!! Созвонились с клиентом, узнали, что тот как раз на днях посетит Прагу, пригласили в главный офис толком не об’яснив причину. Тот, наверное, подумал, что ему там бонусы вручат за многолетнее плодотворное сотрудничество. Приехал. Зайдя в кабинет где заседала комиссия, клиент поздоровался со Зденькой как с хорошей знакомой, отметил бледный цвет её лица, пошутил на тему, что такой шикарный специалист должна побольше отдыхать … в общем, балагурил как мог … от души … улыбался … Председатель комиссии начал своё выступление, суть которого сводилась к следующим тезисам: «Мы очень сожалеем, что так получилось. Мы крайне возмущены и примем меры. Виновные уже наказаны. Простите нас. Надеемся на долгое сотрудничество. Вот, берите платок назад». Думаю, русский охренел бы от такого поворота, но взял бы платок, дабы не накалять и без того дурацкую ситуацию. Но был нюанс. Россиянин был этническим армянином и потому вначале даже не понял смысла председательского спича. - Вы меня за этим что ли позвали? - подчёркнуто спокойно, но всё ещё с остатками радушия, уточнил армянин. - Да, конечно, политика банка – ориентированность на клиента, мы готовы … - Секунду, - перебил председателя клиент. - Вы меня выдернули с пражского отдыха чтобы вернуть символический подарок, который я по своей инициативе в качестве сюрприза преподнёс менеджеру, который со мной работает много лет и которым я неизменно доволен? – голос армянина уже был холоден и всё в его виде намекало на надвигающийся кавказский взрыв … - Именно. Мы хотели бы … Члены комиссии явно проморгали вспышку и как дети малые отважно смотрели на закипающего горца … - Слушайте меня, - глаза армянина налились кровью …… Что говорил клиент – дословно не протоколировали. Свидетели рассказывали, что речь клиента была об’ёмна, чрезмерно эмоциональна, большинство слов непереводимы, а общий её смысл таков: «Ни один кавказец никогда не возьмёт подарок назад. Подарок – это уважение, признательность. Отказаться от подарка значит оскорбить, а вернуть назад уже взятый – это … это … Такому на Кавказе даже нет определения». Достигнув точки накала, армянин много говорил про пидорасов, ебанатов и дебилов. По словам одного из членов комиссии (когда тот делился пережитым с Томашем), чуть ли не единственным приличным обращением к членам комиссии было «европейцы». На что Томаш, часто бывающий в России, заметил, что учитывая обстоятельства, вряд ли имелось ввиду уважение к европейской цивилизации вообще и к членам комиссии в частности. Закончив тираду, клиент громко хлопнул дверью, а потом в течение 2-х недель закрыл все счета в банке. После ухода клиента, комиссия долго сидела в непонятках от произошедшего. Зденька перебирала в голове наиболее безболезненные уходы из жизни. Переводчик с секретарём пытались хоть как-то занести слова клиента в протокол, а председатель комиссии пялился на злополучный платок, который по-прежнему лежал у него перед носом. Ситуация вышла из-под контроля и зашла в тупик. Регламент не содержал случая, при котором клиент отказывается забирать подарок. Не зажмурился, не распорядился им, а просто - тупо отказался. Позвонили в полицию, сообщили о находке и честно рассказали, что да как … - Т.е. вещь не бесхозная, владелец вещи вам известен, просто отказался взять? – уточнили в участке. - Да именно так, - председателю на мгновение показалось, что ситуация разрешилась. – Можем ли мы вам принести платок и сдать его для передачи владельцу? - Идите нахер, долбоёбы, в отличии от вас нам есть чем заняться … Дебилы … (кажется мне, что нарвался председатель на выходца из России). Я огляделся по сторонам. Все в регистрационном зале делали вид что заняты своими делами, но понятно ж было, что Томаш владеет аудиторией безраздельно. Сколько после нас обнаружится ошибок при принятии документов на недвижимость – представить не могу. Все занимались только тем, что подслушивали историю. Тем более, делать это было несложно. Двухметровый Томаш был весьма громогласен и потому, когда он вдруг замолчал, в зале повисла звенящая тишина … Оказывается все молчали уже давно … Наш регистратор посмотрела на меня и в глазах однозначно читалось «Толкни его. Чего он завис-то? Что с платком?». Пока Томаш читал пришедшую СМСку - ждали все … - Томаш, так что дальше-то? Короче, дальше больше … Учитывая, что порядка, регламентирующего случай отказа клиента от принятия подарка назад, нет, а подарок всё ещё есть – необходимо создать новый регламент … Бюрократическая машина заработала во всю свою мощь. Не удивлюсь, если наняли какого-нибудь известного на всю Европу юриста, который за астрономическую сумму раз’яснил банку последствия отказа владельца от вещи. В общем, после долгих и продолжительных споров (наверняка были предложения, чтобы Зденька убила клиента и тогда вещь станет бесхозной, но идея не прошла, потому как есть наследственное право) было решено вещь уничтожить, а клиенту открыть счёт сроком на один год и зачислить на него 30,9 евро. За моей спиной плакала девушка, сдающая документы. Регистратор просто нагнулась под стол, делая вид, что ищет какие-то бумаги. Прислушавшись, в зале можно было услышать тихие, но понятные – «ебааать» … - И?! – мне надо было дослушать и бегом на воздух … сдерживать себя я больше не мог … - Через два месяца собралась комиссия из девяти человек. Вынесли и запротоколировали решение об уничтожении платка. Вот и всё … Зденька после пережитого уволилась, говорят в деревню уехала. Понимаешь теперь - почему любой подарок, даже твоя копеечная ручка, способен напугать любого сотрудника нашего банка? Томаш улыбнулся. На самом деле он и рассказывал всё это с улыбкой, давая понять, что сам в шоке от иррациональности ситуации, чем ещё больше выносил мозг слушателям. Т.е. все всё понимают и тем не менее творят жуть. Регистратор в очередной раз посмотрела на меня вопрошающе. А … ну да ... - Томаш, а это … как уничтожили-то платок? В глазах чеха заблестели слёзы: - Они, блятть, разрезали его ножницами на кусочки, запаковали в конверт, расписались на нём, поставили печать и отправили на сжигание как это полагается делать со сверхважными документами …
Регистратор со словами «Минуточку. Мне надо отлучиться» - пулей вылетела со своего рабочего места …
Последний раз редактировалось Lucky 02 июн 2015, 09:57, всего редактировалось 2 раз(а).
|