Карельский Жемчуг:
Цитата:
Около деревни Терву Лахденпохского района есть залив, носящий название Хелмелянлахти - "Жемчужный". По сообщениям финского учненого Теодора Швиндта, карелы не только умели добывать жемчуг, но и разводить его. Тайна жемчужного промысла хранилась в секрете и переходила из поколения в поколение. С приходом шведов секрет жемчужного промысла был утрачен.
Михаил Васильевич Ломоносов хорошо знал технологию поиска жемчуга. В докладной записке в Сенат он писал в 1745 году: "Ловят жемчужные раковины в глубоких местах с небольших плотов. ...Раковины, которые (из-за) светлости воды глубже сажени видеть можно, вынимают длинным шестом, на конце расщепленным, уязвляющим раковину острым краем".
Высматривали раковины на речном дне с помощью длинной берестяной трубки, причем ловцы жемчуга уже по внешнему виду ракушки определяли - есть в ней жемчужина или нет. Ломоносов даже придумал прибор для подводного наблюдения, он назвал его "батоскопом".
По данным газеты "Олонецкие губернские ведомости" в 1912 году из Карелии за границу было продано жемчужных изделий на сумму около 300 тыс. рублей золотом. В "Калевале" можно прочесть: "...и коня кнутом ударил, бьет кнутом с жемчужной ручкой... "(руна 3), жемчугом вышивали одежду, пояса, рукавицы и т.д., но в основном, конечно, жемчуг использовался для женских украшений.
Расказы о добыче жемчуга в Карелии можно встретить во многих дореволюционных изданиях. "Герман Дмитриев и Григорий Матвеев жемчуг отыскивают на реке Янеге, впадающей в Свирь в 7 верстах от Лодейного Поля. Иногда попадаются жемчужины значительной величины, за которые петербургские купцы платят по 50 рублей и дороже за каждое зерно. В 1868 и 1871 годах за поднесение жемчужных зерен Государю Императору и Государыне Императрице Дмитриев и Матвеев удостоились получить в награду 200 рублей и двое золотых часов".
Расщепление ракушек, обработка жемчужины, просверливание в ней дырочки требовало большого мастерства. Вероятно, карельский глагол juvie - "щипать", "расщеплять" является прародителем русского слова "ювелир".
http://elena-kircanova.narod.ru/str28.htmlЦитата:
Каждый народ, создавая свое понятие прекрасного, на протяжении веков отбирает материалы, которые в его глазах лучше всего передают зримую красоту, воплощают его замыслы и радуют сердца людей.
Цитата:
Жемчуг - один из самых ранних драгоценных камней, известных человеку, красота его имела для людей особое значение. Он относится к драгоценным камням и даже вес его, подобно алмазу или изумруду, измеряется в каратах (1 карат – 0,2 грамма).
Цитата:
В 17 веке жемчужный промысел был распространен в Поморье. Добыча велась в реках Кемь, Умба, Кереть и еще почти в 70 реках нашего края.
Цитата:
Излюбленным местом ловли жемчуга в реке Кемь являлся район карельского села Подужемье. Жемчугоносной являлась и река Гридинка. Эти реки дарили нашим предкам удивительное явление природы, дар, который стал для людей символом красоты. В свое время лучший по цвету, форме и величине жемчуг добывали на Белом море у города Кемь, почему и на древнем гербе города изображался жемчужный венок на фоне голубой воды.
Цитата:
Жители русского Севера знали, что жемчуг следует искать лишь в тех реках, куда заходит царская рыба - семга. Это породило легенду о том, что жемчужина зарождается в жабрах семги. Несколько лет плавая в море, она носит с собой жемчужную искру, а когда возвращается в реку, находит в теплый солнечный день на дне самую красивую раскрытую раковину и бережно опускает в нее жемчужную капельку, из которой и вырастает впоследствии нежно-розовая, иссиня-черная, золотистая или темно-серая жемчужина.
Цитата:
Считалось, что заниматься добычей жемчуга могут только положительные люди, с чистой душой, и даже перед выходом на ловлю раковин полагалось старательно выпариться в бане. Люди верили: ни дурных слов, ни дурных поступков, ни дурного запаха жемчуг не выносит. Не давался он в руки пустым людям, жадным.
http://sovbel.ucoz.ru/publ/zhemchuzhnaja_skazka/8-1-0-51Цитата:
Прошли века, Кемь уже стала большой деревней, основным промыслом ее жителей все еще оставалось рыболовство, но вскоре река преподнесла людям ещё один драгоценный дар – речной жемчуг. С XV века все промысловые участки принадлежали Соловецкому монастырю, который платил жемчугом церковную десятину Софийскому дому. Лишь в 1731 году право ловить жемчуг было дано всякому «без изъятия» с тем только условием, чтобы крупный и чистый жемчуг был доставлен в Коммерц-коллегию. Промысел в северных реках начинался сразу после спада вешних вод и продолжался до наступления осенней непогоды. Пик его приходился в разгар сенокоса. Пересыхали реки, и добыча жемчуга превращалась в развлечение – раковины просто собирали в корзинки. Ловцы сбывали необработанный жемчуг скупщикам, которые отвозили его на Шуньскую ярмарку. Кемский жемчуг очень ценился даже среди членов царской семьи, его носила императрица Екатерина II, принцесса Дагмара и многие другие. Диадемы и ожерелья из «кемского камня» считались предметами высшего шика. Ежегодно кемские крестьяне поставляли на царский двор жемчуга на 200.000 рублей как минимум, но зачастую суммы были ещё большими. 16 мая 1785 года императрица Екатерина II издала указ о придании «городку Кемскому» статуса уездного города. 22 августа того же года в Кеми побывал Олонецкий губернатор, великий русский поэт Гавриил Державин, который и зачитал высокий указ.
http://sozvezdie-tour.ru/city/kemЦитата:
Интересны исторические документы, свидетельствующие о том, что северный жемчуг привлекал внимание Петра Первого, хорошо знавшего Русский Север. Сохранился петровский указ, согласно которому командировались специальные чиновники для добычи жемчуга. Им вменялось в обязанность нанимать для работы «охотников», то есть добровольцев. Если же последние не сыскивались, то повелевалось «брать в кабалу людишек по усмотрению».
http://www.kondopoga.ru/_terr/?terr01.php