Итак, о Кураеве (ведь Райво здесь не один, кому-то, может быть, интересно. Да и мне интересно поделиться ИМХом):
Встреча проходила в читальном зале библиотеки университета. Это было странное организаторское решение, изначально было ясно, что народу придёт очень много, все недоумевали, почему встречу не провели в актовом зале, где в десять раз больше мест. Люди начали приходить за 2,5 часа. Стояли в проходах и сидели на ступеньках лестницы, подстелив пакеты (о пакетах организаторы позаботились заранее!) Остался только маленький свободный пятачок вокруг стола, который был поставлен для Кураева. И вот маленький и кругленький Кураев вошёл в зал и уселся на ступеньку рядом со студентами. И это мне не понравилось раз. Потому что это было явное заигрывание, пиар-ход, типа, я тут весь такой свой в доску и говорить мы будем с вами на равных. Как бы не так. Но об этом позже. Стол остался невостребованно торчать посередине этого прямо бардовского собрания. Говорить Кураев ничего не стал, сразу перешёл к вопросам. Да и в самом деле, всё, что он мог сказать, он уже сказал в своих книгах и блоге. Сразу перешли к вопросам. Наши студенты (в основном, технари и политологи) всегда на подобных встречах вызывают у меня приступы гордости и оптимизма. Они умницы. Первый же мальчик, взявший микрофон, очень культурно, грамотно и логично выстроил вопрос о вмешательстве церкви в политику государства (типа, до каких пределов они намерены дойти). В ответ Кураев сказал, что надо честно светским и церковным друг другу рассказать, чего они хотят во власти (типа, православные говорят: мы хотим пять дней в неделю в школах ОПК! А светские им в ответ: а мы хотим всех священнослужителей выпилить), а потом уже искать компромисс. Мальчик (явно физик) растерялся, получив на свой очень конкретный вопрос такой замысловатый и образный ответ с кагбы намекающими примерами. Второй его вопрос был по-детски наивен и прекрасен. Он меня растрогал. Мальчик спросил (разумеется, очень грамотно и красиво! Это я тут излагаю упрощённо - только суть), так вот, мальчик спросил, куда девать бога, когда для науки не останется никаких секретов (в этот момент я в него влюбилась, жаль не помню, как выглядит). Протодиакон ответил, что бог останется там же, где и был - в трансцендентном. Физик, конечно, умничка, но ещё слишком молодой, со словом "трансцендентный" явно до сих пор не сталкивался. Поэтому он тихо сел на место, а я передала микрофон следующему студенту. Дальше начались откровенные лулзы. Студент спросил, что Кураев предполагает делать с "последователями дела Ленина", правда ли, что их предают анафеме и как вообще заслужить анафему (всё это совершенно серьёзно и буквально так). Честно, я не помню, что ответил на это Кураев. Потому что опять посыпались все эти "что понимать под "делом Ленина", "с одной стороны... с другой стороны..." А потом вообще начались пошлые шуточки типа "если вы хотите анафему, то любой каприз за ваши деньги". Потом ещё было много дурацких вопросов типа, почему у Кирилла дорогие часы и как вы относитесь к гомосексуалистам. Последний задала старушка - божий одуванчик. Кураев ответил "детской" (!) шуткой про то, что у птичек есть детишки, у ёжиков есть детишки, у лисичек есть детишки, а у карандашика нет. Потому что он с резиночкой на конце. И это мне не понравилось два. Снова эти прибаутки, жаргонные словечки и анекдотики показались неестественными и неуместными. Допускаю, что это инерция моего мышления, для которого пока ещё классические приёмы пиара и церковь не слишком сочетаются. Ну... или протодиакон промахнулся с аудиторией. Что касается меня, я задала вопрос о выходцах из Северного Кавказа. В одном из интервью Кураев говорил, что для того, чтобы они вели себя у нас хорошо, они должны понимать, что исполнять законы шариата обязательно не только у себя дома, но и находясь здесь. Иными словами, быть убеждёнными мусульманами. Вот я и спросила, значит ли это, что они не должны ассимилироваться с нашей культурой и традициями. Протодьякон в ответ повторил то же самое, что говорил в том интервью. Вкратце суть такова, что у кавказцев уровень развития пока ещё более низкий и говорить с ними на понятном языке должны свои: община, муллы, старейшины всякие. Я снова уточнила, против ли он жёстких мер по отношению к кавказцам на нашей территории со стороны правительства. Тогда он сказал дельную вещь про "режим нулевой терпимости". Впрочем, это не его мысль. Это
отсюда Интересная, кстати, статья. Там упоминается, как в нашем карельском Олонце удалось поставить на место распоясавшуюся кавказскую диаспору. Ничего об этом до сих не слышала. в общем, мнение Кураева о национальной терпимости вполне правоверно. В целом, Кураев повторял только то, что уже писал в своём блоге, искусно составляя из этих записей компиляцию, пытаясь приноровить их к задаваемым вопросам. Так что, кто не был - не много потерял. С другой стороны, для студентов это была однозначно полезная встреча: будоражащая мозг и взывающая к полемике. Полемичность и провокационность хороша тем, что не даёт мозгам застояться. Кураев мне скорее не понравился (разумеется, по абсолютной шкале, а не в сравнении с Чаплиным или Кириллом, например). Даже будучи атеисткой (но не отрицая нужности религии для свободно выбирающих её людей), мне хотелось бы видеть больше мягких, добрых и интеллигентных (не образованных! - этого Кураеву не занимать, а именно интеллигентных) служителей церкви. Менее озабоченных пиаром и более - спасением душ, опять же не массово, а индивидуально. Душ тех, кто приходит к ним сам.
ЗЫ: Вот интересно, если бы Иисус родился сегодня, у него ведь непременно был бы свой блог, а?
Уфф... всё. Перечитывать не буду, поэтому ошибки/ опечатки/ некрасивости слога великодушно простите. Пойду спать.