Картина поразила будущую писательницу Этель Лилиан Буль сразу и навсегда. Юнная этель часами простаивала в Лувре, гляда на "Портрет молодого человека", написанноый неизвестным художинком Средневековья. Благородный юноша, облаченный в черные одежды, взирал с картины умными печальными глазами. "Вероятно, он много страдал", - думала Этель. И на фоне его горестей крушение собственных надежд выглядело не так ужасно: пускай из-за судорог, сводящих пальцы рук, ей не суждено стать пианисткой она наверняка отыщет свое призвание, как нашла своего Героя...
Будущая писательница Этель Лилиан Буль решила, будто молодой человек на портрете - известный итальянский революционер-карбонарий Джузеппе Мадзини. Она где-то вычитала, что этот патриот, большую часть своей жизни проведший в изгнании, никогда не снимал траура по своей угнетенной родине. И вослед своему кумиру Этель Облеклась в черное...
Убийство Александра II в марте 1881 года роскололо общественность на два лагеря. Пресса взахлеб писала об этом страшном событии. Разумеется, читала прессу и мисс Этель. А тут еще ей под руку попалась книга "Подпольная Россия". Ее автор, некий Степняк, очень эмоционально рассказывал о революционерах-народниках. Книга так поразила Этель, что она разыскала автора и познакомилась с ним. Сергей Степняк-Кравчинский оказался очень похож на ее героя с портрета.
Осенью 1890 года к Степняку пришел странный гость. Оборванный, голодный. Это был польский революционер Вильфрид Войноич, совершивший побег с сибирской каторги. Посреди рассказа о своих злоключениях он вдруг пристально взглянул на Этель, которая так же была приглашена на чай, и спросил:
- Скажите, вы не были в Варшаве на Пасху в 1887 году?
Этель кивнула.
- Вы стояли в сквере напротив цитадели?
Этель ответила, что стояла.
- В это время я сидел в цитадели. Смотрел на сквер, на людей на воле и увидел вас. Я сразу и навсегда вас запомнил.
Молодая англичанка с недоверием отнеслась к этому романтическому рассказу. Однако ореол бунтаря, страдающего за дело свободы, произвел на нее впечатление: это вновь напомнило ей о ее герое, с портретом которого она не расставалась.
Летом 1892 года мисс Этель Лилиан Буль стала миссис Войнич. Она вела за мужа всю переписку - у него не действовала правая рука; и даже ухитрялась не имея "ключа", прочитывать зашифрованные письма, приходившие ему из России. Но главное заключалась в другом в это же время Этель начала писать роман "Овод".
http://www.affect-love.ru/pages/17